ИСКУССТВО И МЕДИТАЦИЯ. Лама Анагарика Говинда. 4

The Way of the White Clouds TsaparangДалее публикую отрывок из книги Лама Анагарика Говинда ТВОРЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ И МНОГОМЕРНОЕ СОЗНАНИЕ.  Часть Четвертая ИСКУССТВО И МЕДИТАЦИЯ.

Начало 1….  1. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

 Продолжение 2 ….2. ПАРАЛЛЕЛИЗМ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И МЕДИТАЦИЕЙ

Продолжение 3….3. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА

4. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

Для того чтобы избежать опасности утратить ценность, свойственную искусству, путем его подчинения внешним формам природы, художник снова и снова должен разбивать эти формы и извлекать присущую им ценность. Он должен абстрагировать, буквально сдирать оболочку конкретных феноменов и привычных ассоциаций, которые отвлекают внимание и ошибочно уводят ум к поверхности, пока они не станут чистыми проявлениями его опыта. Это не означает, что художник обращается с формами вещей и природы произвольно и искажает их. Напротив, эти формы перестают быть лишь представителями статических вещей, приобретающими свой смысл от внешних по отношению к ним (и к нам) реальностей. Они становятся воплощением движения, выражающего как их природу, так и наши соответствующие ощущения, потому что и то, и другое является движением в его наименее воспринимаемом состоянии, как на физическом плане, мы называем его протяжением; на психическом плане – ощущением или, если оно интенсифицировано, эмоцией. Эмоциональное качество связано с активным, более агрессивным по своей природе цветом (излучением) и звуком (вибрацией). Перцептуальный аспект ощущения больше связан с одно- и трехмерными формами. Они ближе к интеллекту, так как их восприятие требует четкого определения пространственного расположения. Картина, которая на равных правах включает в себя форму и цвет, комбинирует обе стороны человеческого опыта – как умственную, так и эмоциональную – и поэтому является особенно подходящей для развития абстрактного искусства.

Важно добиться полной ясности относительно смысла этого термина, так как находятся люди, которые думают, что абстрактное искусство – это аллегорическое изображение абстрактных понятий. Даже в тех случаях, когда такие понятия выражают нечто сходное с тем, что пытается выразить искусство, имеется различие в процедуре и акценте. Абстрактные понятия достигаются путем логических операций, при помощи методов анализа и дедукции, благодаря чему они теряют жизнь и реальность по мере продвижения этих операций. Абстрактное искусство, с другой стороны, продвигается индуктивным и конструктивным путем посредством акцентирования и развития существенных черт; все второстепенные факторы затушевываются или даже полностью исключаются, так что скрытая под поверхностью жизнь становится интенсифицированной и более реальной для нашего сознания.

Таким образом, термин «абстрактное» больше связан с результатом, чем с процессом художественного творчества. Он связан не так с позицией художника, как с позицией зрителя; первое, что ему бросится в глаза, это отсутствие привычных ему конкретных или так называемых натуральных форм. Чем больше он пытается найти параллели им, тем меньше он будет способен схватывать дух абстрактного искусства, потому что оно избирает не окольный путь посредством изображения предметов внешнего зримого мира, а творит композиции форм и цветов, которые в своей совокупности воспроизводят определенное состояние ума и опыта (переживания).

Самым подходящим примером, по-моему, является музыка, потому что она является наименее подражательным или описательным видом искусства. Никому не придет в голову спрашивать, что означает отдельный тон. И даже мелодию нельзя объяснить или описать словами. Мы можем только сказать, что она вызывает такое-то ощущение.

То же самое и в случае абстрактной живописи. Мы не можем задать вопрос, что означает отдельный цвет или отдельная форма. Такой вопрос можно было бы задать только в том случае, если бы цвет и форма были бы чем-то отличным от того, чем они являются. Однако отсюда было бы неправильно заключить, что они не имеют никакого смысла. Наоборот, именно благодаря их глубокой природе, их многостороннему характеру мы не можем определить их каким-либо исключительным способом. Только композиция как целое придает им конкретное, хотя и необъяснимое значение. Таким образом, абстрактные картины так же реальны, как и ландшафт или форма человеческого тела. Они ничего не имитируют, они не зависят от какой-то навязанной им идеи; они говорят сами за себя, подобно песне, которая даже без слов несет определенный смысл своими мелодией и ритмом. Если к ней добавить слова, они, возможно, акцентируют ее настроение или ее ощущаемое содержание.

Как человеческое лицо является выражением определенной стадии развития индивидуума, так и абстрактная картина отражает определенную умственную или эмоциональную стадию развития художника. Спустя некоторое время, оглядываясь на свое произведение, он, возможно, поймет ее смысл и состояние ума, в котором она возникла, но в процессе его создания оно настолько сращено с ним самим, что он не в состоянии взглянуть на него объективно. А даже если бы и был в состоянии, то не смог бы объяснить его, так же, как и человек не в состоянии объяснить свое лицо, хотя он может увидеть его в зеркале.

Если бы картина могла быть объяснена или адекватно описана какими-либо другими средствами, то не было бы никакой необходимости выражать ее содержание посредством цвета и формы. Слова способны лишь указать в направлении определенного опыта или идеи, которые послужили отправной точкой для создания произведения, и тем самым помочь зрителю найти к нему адекватный подход.

«Слова подобны пальцу, указующему, где находится луна», – сказал однажды один буддийский Патриарх. Но нам нет никакой необходимости смотреть на палец, если мы хотим видеть луну.

Продолжение следует…. 5. СИМВОЛИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФОРМ И ЦВЕТОВ

 

Начало 1….  1. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

 Продолжение 2 ….2. ПАРАЛЛЕЛИЗМ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И МЕДИТАЦИЕЙ

Продолжение 3….3. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Related posts:

Комментарии (2) на “ИСКУССТВО И МЕДИТАЦИЯ. Лама Анагарика Говинда. 4”

Оставить комментарий

Comments links could be nofollow free.

Прошедшие СЕМИНАРЫ и МАСТЕР-КЛАССЫ:

ИМПРОВИЗАЦИЯ: ТЕАТР и СКАЗКА. Тобольск. 18 января 2016.

ВЕБИНАР "Медитативное рисование" 13 декабря 2015 - 15:00 МСК

9й Семинар "Медитируем и Рисуем". Тема АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ. Екатеринбург. 5 декабря 2015.

8й Семинар "Медитируем и Рисуем". Тема Я и ЗВУК. Екатеринбург. 14 ноября 2015.

7й Семинар "Медитируем и Рисуем". Тема Я и СТИХИИ. Екатеринбург. 24 октября 2015.

Семинары-Медитации "Духовное Рисование". Фэстиваль Энергия Жизни, Свердл.обл., пос.Белокаменный, прекрасная зеленая поляна. 13-31 июля 2015.

6й Семинар-Медитация ДУХОВНОЕ РИСОВАНИЕ. Тема Я и ПРОСТРАНСТВО. Екатеринбург. 7 июня 2015.

Мастер-класс. Пропорции лица человека. Екатеринбург. 2 июня 2015.

5й Семинар-Медитация ДУХОВНОЕ РИСОВАНИЕ. Тема: Женщина и Мужчина. Екатеринбург. 17.05.15

4й Семинар-Медитация ДУХОВНОЕ РИСОВАНИЕ. Тема: Энергетическое Тело. Екатеринбург. 26.04.15

3й Семинар-Медитация ДУХОВНОЕ РИСОВАНИЕ. Тема: Путешествие Души. Екатеринбург. 5.04.15

2й Семинар-Медитация ДУХОВНОЕ РИСОВАНИЕ. Тема: Чувства и Энергия Любви. Екатеринбург. 1.03.15

1й Семинар-Медитация ДУХОВНОЕ РИСОВАНИЕ. Тема: Творчество и Душа. Екатеринбург. 8.02.1515

Арт-Тренинг "Вспомни, у тебя есть крылья!" Калтан. Кемер.обл. июнь 2014

«Как обрести уверенность и начать рисовать «

Бесплатная книга Как обрести уверенность
и начать рисовать

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

*Гарантируем, что эта информация останется только у нас.

«Столик Времен Года»

Бесплатная книга Столик Времен Года

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

*Гарантируем, что эта информация останется только у меня.

rss tv

Вставьте ваш e-mail адрес:

с помощью FeedBurner

Cайт о ДЕТЯХ

Dom_ban

Новогодняя Ёлочка Видео Мастер-класс

Всё о развитии человека и самопознании